Резец, оживляющий дерево.
Люди,распахивающие лес под посевы,являются изумительными скульпторами.Именно им больше,нежели любому другому африканскому населению,мы обязаны скульптурами,которые долгое время ошибочно считали фетишами.Они представляют собой абстрактные, но очень живые изображения мужчин и женщин с пропорциями странными, но образующими единое целое,застывших как бы в движении.Если наложить на карту растительных зон Африки карту с обозначением пунктов, где развивалась традиционная скульптура, то полумесяц большого леса в значительной мере совпадает с областью скульптуры, хотя эта область и выйдет за пределы лесной зоны.




Существует чётко систематизированная иерархия добрых и злых духов, все они имеют имена и,
по представлениям, свою "сферу влияния", очерченную для них столь же
ясно и определённо, как для древних греков -"сферы влияния" эриний,мойр,эхидны,нимф,титанов,циклопов,сторуких,амазонок и так
далее.Их названия - кифули,нанденга,кисараве,укундука,чипинга,адинкула,мбилика - звучат для нашего уха непривычно, но под покровом миамбо их знают все.Стоит только задать вопрос о скрывающихся за этими названиями духах, как старики будут расписывать их внешность, рассказывать о их привычках, повадках и капризах, словно они их закадычные друзья.

Может,
конечно,возникнуть закономерный вопрос: даже если сгнили все
изображения из мягкого нжале, то почему сохранилось так мало старых
скульптур из чёрного дерева? В музее Нампулы ещё до того, как в декабре 1974 года его ограбили убегавшие колонисты, таких скульптур было множество.Вне музейных стен португальцы, в первую очередь миссионеры, рьяно уничтожали шедевры как "бесовские" и "варварские". В декабре, перед рождеством, католические падре ежегодно устраивали на площадях огромные выставки из масок и скульптур. Но многое в лесных деревнях и тайниках всё же сохранялось, чем не преминул воспользоваться один из вождей маконде, обманным путём пробившийся в руководство освободительных сил. Заняв ещё до завоевания Мозамбиком независимости пост секретаря ФРЕЛИМО в провинции Кабу-Делгаду, он вскоре обнаружил, что деревянные скульптуры,сделанные его соплеменниками, - отнюдь не последняя статья дохода в партизанской казне. Сотни лесных резчиков, стремясь помочь освободителям, создавали фигурки, предназначенные специально для продажи.Однако никто из фрелимовцев, верных линии Мондлане, и не помышлял распродавать подлинные ценности национальной культуры, вывозить за границу уникальные старые маски и фигурки.



Но Нкавандаме, вызыватель дождя и сын ведуна, лучше других знавший, где и какие сокровища скрываются под пологом миамбо, пошёл именно по этому преступному пути. Пользуясь своим авторитетом и доверием, которое к нему испытывали как к одному из партийных лидеров, он приказал свозить в указанное место все старые резные вещи.О подлинных причинах своего решения Ласаро нагло врал,
уверяя,что хочет устроить "большой праздник на освобождённой
территории". Деревенские старейшины поверили и свезли к нему сотни, а
может быть, и тысячи ценнейших образцов народного искуссва, на протяжении веков сберегавшихся для потомков. Нкавандаме, однако, сплавил их за границу, а деньги прикарманил. Неудивительно поэтому, что сегодня слово "нкавандаме" употребляется на мозамбикском Севере как бранное.
Классный сайт.Много интересного.
ОтветитьУдалитьОчень познавательно
ОтветитьУдалитьИскусство отсекать лишнее.
Удалить